Кто одомашнил лошадь? - Конечно, ботайцы!

Кто одомашнил лошадь? - Конечно, ботайцы! - Но сейчас их приоритет оспаривается. Точнее, оспаривается заслуга перед человечеством. Оспаривается учеными, которые явно не имеют представление о степном коневодстве.

Бота́йская культура — культура позднего каменного века, существовавшая 6 тысяч лет назад на севере Казахстана. Названа по селу Ботай. Исследованиям Ботая всю жизнь посвятил археолог В.Ф. Зайберт (1947-2022). Ботай знаменит тем, что здесь впервые в мире одомашнили лошадь.

Как это доказано? 1 % костных остатков, обнаруженных при раскопках, – это кости зубра, лося, косули, сайги, тура (мелкого), медведя, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана. 99 % останки лошадей. Ботайцы умели делать кумыс из кобыльего молока, его следы обнаружены на керамике из раскопок. Они первыми начали использовать конскую упряжь.

Но сейчас достижения Ботайской культуры оспариваются в науке.

1. По данным палеогенетиков, дикие лошади Пржевальского являются одичавшими потомками ботайских лошадей, а современные породы домашних лошадей имеют лишь 2,7 % примеси от лошадей из Ботая. Таким образом, современные лошади были одомашнены в других центрах.

2. Отсутствие надёжных свидетельств стойлового содержания лошадей, т.е. неизвестно, держали ли ботайцы лошадей взаперти.

3. Ботайцы не вели направленную селекцию, позволяя скрещиваться с дикими сородичами.

Что можно возразить:

1. Палеогенетики не сравнивали ДНК ботайских лошадей с местными породами лошадей у казахов, якутов и др. народов региона.

2. Казахи и родственные народы до ХХ века держали лошадей на подножном корму, а не в сарае. Это не значит, что они не были коневодами.

3. Казахи по-другому относились к селекции. Если европейцы и арабы концентрировались на близкородственных скрещиваниях, то казахи считали «Текті айғыр байталына шаппайды» и избегали такой селекции. Наоборот, они стремились скрещивать своих кобыл с дикими жеребцами, чтобы они были более жеребята были выносливыми, здоровыми, приспособленными к суровому климату и условиям жизни в степи.

На Мангыстау есть легенды о суын жылқы – морских лошадях и о баях, которые специально выгоняли кобыл пастись на морской берег, чтобы их покрыл суын айғыр. Писатель и кюйши Таласбек Әсемқұлов исполнял кюи личного домбриста Абылай-хана Байжигита о боевых скакунах хана «Көкбалақ» (помесь с дикой лошадью тарпан), «Кербалак» (помесь с куланом, которая не дает потомства в дальнейшем), «Алмажай» (алтайская пятнистая порода лошадей, которая хорошо скачет в горной местности). Также он говорил, что от жеребцов алмажай и степных кобыл была порода көкторғай. Наверняка были и другие местные породы. Во время насильственной седентаризации и коллективизации у казахов забирали скот, большая часть его погибла, породы утрачены. Один пример отличия местных лошадей от привозных «породистых»: привозной жеребец не защищает кобыл и жеребят от волков.

В 20 км от поселка Бурабай под руководством В.Зайберта создан музей-реконструкции поселения Ботайской культуры (можно найти в гугле и тугис). Полуземлянки с круглым деревянным верхом напоминают казахские шошала/тошала и алтайские деревянные юрты. Всюду закреплены конские черепа и хвосты, что напоминает рудименты культа лошади у тюрков и монгол. Муляжи вождя, шамана, кузнеца и женщины лицом похожи на В.Ф., хотя черепа ботайцев говорят о том, что они были промежуточными между монголоидами и европеоидами. Надеюсь, музей будет развивать и дальше. Сейчас вокруг ничего нет, а на осмотр достаточно 30 минут.

14.09.2022
Количество просмотров: 55
coronavirusАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor ПремьерegovӘділетАгентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции