Статьи за 2020 год
- 04.02.2020 | Усадьба Айганым
Ханша среднего жуза Айганым
Айганым родилась в 1783 году в семье бия Саргалдака родом Аргын, Атыгай, ее мама была по национальности узбечкой. Отец Айганым по описанию Сабита Муканова: «Саргалдак долгое время жил в Бухаре овладел 12 наукой до совершенства, и по тем временам считался очень образованным ученым». Саргалдак вместе со своими детьми учил всех дворовых мальчиков и девочек к знаниям. Айганым первые азы знаний получила от отца, овладела арабским, персидским, шагатайским и русскими языками. В совершенстве знала историю востока и философию степей.
Как то решая земельные вопросы Уали хан ( старший сын Абылай хана от второй жены) остановился у Саргалдака. Увидев статную, красивую, юную Айганым, Уали хан попросил Саргалдака дать в жены дочку. По тем временам быть сватом с Ханской знатью была большой честью . Поэтому Саргалдак был не против. По приезду в Орду, Уали хан направил сватов на переговоры. Когда пришло время получить согласие юной Айганым, она сказала « Если Уали Хан хочет взять меня в жены, я не против, но у меня есть одно условия, пусть разобьет Орду для меня отдельно на берегу реки Ишим». Уали хан исполнил желание Айганым и вблизи урочище Сырымбет разбил Ханскую Орду и Айганым стала четвертой женой Уали.
Это было 1800 году, Уали хану было 58 лет, а юной Айганым 17 лет.
Хотя разница в возрасте было более 40 лет, Айганым благодаря образованности и воспитанию держалась очень достойно со всеми представителями окружения Уали хана. Она была не только женой хана, она была и соратником, советником, многие хозяйственные вопросы решала сама и достойно носила бремя жены хана.
В Сырымбетской Орде Уали хан прожив с Айганым 15 лет, 1819 (1821) году в возрасте 80 лет умер. Айганым в 38 лет с 9 детьми осталась вдовой. Она родила 7 сыновей Шынгыс, Абден, Мамке, Шепке, Ханкожа, Альжан и Торежан и 2 дочерей Ракия и Нурила.
После смерти Уали хана настали не очень простые времена. Писатель И. Стрелкова пишет : «Младшая жена Вали, умная и властная Айганым, неусыпно следила за авантюрами Губайдуллы. Она была женщиной образованной, знала несколько восточных языков, обладала незаурядном поэтическим талантом и прозорливостью опытного политика. После смерти Вали Айганым и ее сыновья получили ставку в Сырымбете » (И. Стрелкова. «Валиханов. Москва, 1983 г.стр 15»).
После смерти Уали хана 1821 году все его наследие было разделено между сыновьями: Ставка «Красное дерево хана» вблизи Борового перешли потомкам старшего сына Губайлуллы, а ставка в Сырымбете детям Айганым. По наследству правления Среднего жуза перешли наследнику старшему сыну Уали Губайдулле и 1824 году его назначили старшим султаном Кокшетауского округа. Царская Россия узнав, что он проводит переговоры с провителями Цина, отправляет Губайдуллу как политического изменника в ссылку село Березово, Тюменской области, Ханты-Мансийского округа. Таким образом, по закону степей по наследству управления должно было перейти сыну Уали Шынгысу, но так как ему тогда было всего 10 лет, управления народом перешла в руки Айганым. Первой среди казахских женщин она исполняла обязанности хана в течение 13 лет, лично ставя оттиски печати своего покойного мужа на письма, отправляемые в адрес царской администраций.
Она в течении 30 лет фактически была правительницей обширного круга. Пользовалась большим авторитетом у местного населения. Как свидетельствуют архивные документы, круг ее общественно-политических интересов был довольно широк, и ни одно важное событие в Центральном и Северном Казахстане не проходило без ее участия. Айганым стремилась к укреплению дружественных отношений между разными социальными и родоплеменными прослойками в степи, между казахами и русскими. Она помогала ученым и инженерам, занимавшимся геодезическими и этнографическими исследованиями в Казахстане. Переписывалась с Северным комитетом в Петербурге, Азиатским департаментом МИД России, была тесно связана с чиновничьим аппаратом Омска, Тобольска и Петропавловска.
В ноябре 1822 года ханша Айганым обратилась к генерал-губернатору Западной Сибири Капцевичу П.М. с просьбой отвести участок земли для строительства усадьбы и участок для кочевья Ногай-Караульской волости. А 28 января 1824 был издан указ императора Александра 1, где одним из пунктов было «Вдове хана Уали и семейству построить небольшой дом и мечеть ценой пять тысяч рублей», но по непонятным причинам строительство завершили только 1834 году. По тем временам усадьба была на уровне среднего помещика.
Усадьба «Айганым» сыграла большую роль в просветительской пропаганде культурного наследия казахского народа. На усадьбе были построены мечеть, медресе, дом, баня, мельница и хозяйственные постройки. Все знатные певцы, акыны, бии, волостные тех времен были почетными гостями. По пути в Омск заезжал старший султан Кунанбай. Такие великие акыны-импровизаторы как Биржан сал, Акан сэре, Шарке сал, Шоже, Жанак, Арыстанбай, Доскожа, Орынбай, Байдалы би и Муса би часто заезжали в гости. В медресе не зависимости от сословия все дети получали знание и воспитание. Для получения качественного образования с города Кызылжар был приглашен Кутмухаммед Иманкулов.
Айганым правила в очень сложное время для казахского народа. Старший сын Уали Губайдулла всю жизнь был против правления Айганым, Хан Кенесары с 1837-1847 года воевал с царской империей, сестра Хана Кенесары Бопай несколько раз производила налет на Усадьбу Айганым, тем самым нанесла большой урон Усадьбе. Айганым своего сына Шингиса, затем и 12 летнего Шокана отправила на учебу в город Омск, хотя мама Шокана Зейнеп была категорически против этого. Благодаря такой мудрой политике сын Шынгыс дослужил до полковника и был избран старшим султаном, а внук Шокан стал великим путешественником. Когда ее возраст приблизился к 50 годам , она передала должность сыну Шынгысу.
1853 году 19 ноября в возрасте 70 лет ушла в мир иной ханша Айганым. Она была младшей женой Уали хана, сына великого хана Абылая, мамой хана Шингиса и бабушкой Шокана. Айганым по праву заслуживает статус одной из самых образованных казашек тех времен. История запомнила Айганым, не только как бабушка Шокана, но и как проницательную, интелегентную, дальновидную ханшу казахской степи.
Дата создания статьи: 28.11.2019 16:25
Дата обновления статьи: 04.02.2020 15:11