В Северо-Казахстанской области есть свой хранитель. Он уже двадцать лет приглядывает за местом захоронения двух великих казахов. Они были преданы земле почти 350 лет назад. В связи с тем, что тема северных земель нашей страны стала в последнее время особенно обсуждаемой, корреспондент Tengrinews.kz отправился на границу с Россией, чтобы своими глазами увидеть легендарные казахские места. Особенно его заинтересовала капсула времени.
Чтобы из Петропавловска попасть в тот самый край, нужно сначала проехать поля, леса и как минимум одну гору.
В Северо-Казахстанской области есть Айыртауский район. Здесь вдали от большого и наполненного жизнью поселка Саумалколь недалеко от границы с РФ на возвышенности стоит мавзолей батыров Карасая и Агынтая.
У мавзолея есть свой смотритель, дом которого находится поблизости.
Он приехал сюда в 2000-м, с тех пор и живет возле возвышенности.
Первая мысль: не жутко ли ему и его семье проводить дни и ночи вот так, одним, в течение двадцати лет.
Но видя, как в морозный и ветреный день к мавзолею тянутся группы туристов, понимаешь, что смотритель вряд ли чувствует себя здесь одиноким. Поток посетителей не прекращается круглый год. Вот и мне Самиддин Омаров уделил свое время.
"Это наша гордость, наша история. Когда-то, во времена Есим-хана, эти батыры защищали земли от захватчиков. И это были не просто два воина, они к тому же были близкими друзьями, они сражались плечом к плечу. Физически и духовно Карасай и Агынтай были очень сильные люди. В 1643 году возле современных Омска и Томска они стояли в сражении 18 дней, пока наши другие батыры не подоспели на помощь. В тех краях, кстати, до сих пор живут казахи", — рассказывает смотритель.
Саммидин прокомментировал высказывания некоторых российских политиков о том, что казахов на севере не было (речь идет о цитате российского депутата: "Казахстана не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен").
"Я против такого мнения. И до этого здесь жили казахи. В этих местах горы, озера — все имеет казахские имена. В те годы у казахов были огромные земли, ведь они лошадей держали. Случалось, что и хана поднимали на белой кошме здесь, в районе современных Кокшетау и Петропавловска".
Говорить об истории этих мест он может долго, еще дольше — о тюркских и, в частности, казахских значениях многих современных российских городов.
"Омск, Томск, Саратов, Оренбург, Курган, Сыктывкар, Чита, Пермь, Байкал, Тюмень. Есть много названий, к которым подходят казахские слова", — рассуждает он.
Мы подходим к мавзолею. Саммидин обращает мое внимание на макеты гигантских копий, установленные при входе.
"Представьте, какие раньше люди сильные были, сколько нужно было мощи, чтобы воевать массивными копьями", — говорит смотритель.
"Здесь похоронен великий батыр Карасай", — произносит Самиддин, входя внутрь мавзолея. На камне годы жизни: 1598-1671.
"По традиции у казахов оставляли на могиле вот такие камни. Один означает, что здесь похоронен батыр, а другой дает знать, что покоится здесь святой человек", — поясняет он и по темному коридору проходит в другой зал.
"А здесь похоронен великий батыр Агынтай", — говорит он. На могиле Агынтая тоже два камня и годы жизни: 1599-1672.
Региональное Управление культуры вот так вкратце описывает подвиги двух батыров:
"В XVII веке под знаменами хана Есима знаменитые батыры Карасай из рода шапрашты и Агынтай из рода аргын защищали эту землю от иноземных захватчиков. В тяжелейшей борьбе против джунгарских завоевателей войсками хана Есима командовал восемнадцатилетний батыр Карасай, а аргын Агынтай всегда был его помощником и верным другом. Неразлучные батыры в течение 48 лет более 200 раз участвовали в кровавых сражениях против угнетателей. Оба они похоронены на сопке Кулшынбай-тобе".
Сам мемориал выполнен в виде двух боевых шлемов. Его построили в 1999 году.
"Когда Елбасы сюда первый раз приехал, он свое послание оставил. Внутри под камнем есть капсула с тем посланием, мы ее забетонировали. Я при встрече спрашивал у него: уважаемый Президент, когда можно ваше послание прочитать? Он ответил: на 100-летний юбилей суверенитета Казахстана пусть наши предки почитают", — рассказывает смотритель.
По его словам, помимо Карасая и Агынтая, в этих местах покоится много других батыров.
"Еще много неизвестных курганов, везде батыры похоронены, кладбищ много, туда в зимнее время попасть трудно, снега много", — говорит он и указывает на возвышенность, где археологи сделали необычную находку — останки двухметрового воина.
Об этом говорится и на сайте управления культуры СКО: "Во время раскопок здесь были обнаружены останки батыра, рост которого составлял около двух метров, при нем находились тяжелый меч и доспехи".
Местный житель Аманбек Махметов, указавший нам дорогу к мавзолею, как и многие другие казахстанцы, тоже близко к сердцу воспринял заявления российских депутатов по поводу северных земель Казахстана.
Вообще, Аманбек является руководителем отдела предпринимательства и туризма Айыртауского района, но на мой вопрос он отвечал не как госслужащий, а как гражданин Казахстана.
"Я возмущен. Ведь Карасай и Агынтай — это же не басня, это же быль, они же были. И Богенбай был, и Абылай-хан был, и Наурызбай был, и Кенесары был. А что, Кенесары просто так что ли воевал 11 лет, защищая нашу родину? Нет. Историю переписывать нельзя. Мое личное мнение: казахи жили и дай бог будут жить здесь", — сказал он.
Есть в этом районе еще одно примечательное место.
Еще в 1980 году археологи обнаружили так называемое Ботайское городище. Находки свидетельствуют о том, что жившие здесь люди еще 5,5 тысячи лет назад употребляли в пищу кобылье молоко. Считается, что в этих краях впервые произошло одомашнивание лошади.
Количество просмотров: 230